Как один из самых капризных продуктов, молоко требует особого подхода при перевозке - это и высокая скорость доставки, строгое поддержание микроклимата в емкостях и четкое определение маршрута.
А самое главное, перевозка молока осуществляется при согласованных действиях и при тщательном соблюдении санитарных норм.
Современные теплоизолирующие цистерны соответствуют всем стандартам качества. Неавтономная система вакуумирования, термоизоляционный слой и нержавеющая сталь, из которых изготавливают емкости, – залог того, что перевозка молока будет осуществлена на высшем уровне.
Пищевые автоцистерны для перевозки молока (молоковозы) должны быть оборудованы специальной аппаратурой, которая позволяет поддерживать соответствующий микроклимат с минимальными перепадами температур (обычно в сутки теплопотеря не превышает 2-3-х градусов).
Молоко перевозят специализированными транспортными средствами в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов, действующими на данном виде транспорта.
Молоко транспортируют в цистернах для пищевых жидкостей по ГОСТ 9218, металлических флягах по ГОСТ 5037 и других видах тары, разрешенных органами здравоохранения РФ для контакта с молоком и молочными продуктами. Крышки тары закрывают герметично. Запорные устройства крышек пломбируют пломбами по ГОСТ 18677.
Молоко транспортируют при его температуре от 2 °С до 8 °С не более 12 ч. при нарушении режимов транспортирования молоко относят к несортовому.
Молоко у сдатчика хранят при температуре (4±2)°С не более 24Ч. При сдаче его на предприятия молочной промышленности температура молока должна быть не выше 8 °С.
Как правило сроки перевозки молока нигде не оговариваются, но задержки в пути приводят к скисанию молока, что сделает его непригодным к переработке.
Кроме перевозки охлажденного сырого молока, в молоковозах можно осуществлять перевозки концентрированного, сгущенного молока наливом в автоцистернах.
Особое место занимает перевозка сгущенных сливок. Для того, чтобы осуществлять такие перевозки необходимо определенным образом производить заливку в секции (под самую «крышку»), чтобы не взбить сливки в масло в процессе перевозки. Поэтому все секции должны быть откалиброваны, а загрузка по секциям предварительно согласуется с заводом-отправителем.